Вокально-теоретический

ВОКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ХОРОВОЙ ОТДЕЛ

 

Вокально-теоретический отдел – самый многосоставный отдел школы. История его началась с самого открытия музыкальной школы – в 1961 году. Тогда занятия проводились только по общим групповым дисциплинам: сольфеджио, музыкальная литература, хор. В 2006 году, когда школа переехала в новое, специально выстроенное для нее здание, в отдел влились новые специальности – музыкальный фольклор, академический и эстрадный вокал, и, соответственно, появились не только групповые, но и индивидуальные дисциплины для учеников, обучающихся на этих специальностях. В 2016 году к специальностям отдела добавилась еще одна – клавишный синтезатор. А совсем недавно, в 2018 году, открылся набор на новые инструменты – электрогитару и бас-гитару.

Таким образом, все дисциплины отдела можно разделить на два блока:

-  групповые – теоретические и хоровые – для всех учащихся музыкальных отделов школы;

- специальные – для учащихся, обучающихся на специальностях, входящих в состав вокально-теоретического и хорового отдела.

 

Теоретические и хоровые дисциплины

Теоретические и хоровые дисциплины отдела посещают все учащиеся музыкального отделения школы – в эту часть отдела включены все основные групповые дисциплины. Дети изучают разные предметы теоретического цикла, помогающие освоить музыкальную грамоту, развить слуховые, певческие данные, научиться слушать и понимать музыку. Также учащиеся обучаются вокальному мастерству и умению работать в коллективе на уроках хорового пения.

 

Предметы:

1. сольфеджио – один из самых главных предметов на всех музыкальных отделениях школы, которые многие учащиеся считают самым сложным.  Предмет идет в течение всех лет обучения: семи лет для обучающихся на общеразвивающих программах и восьми лет для обучающихся на предпрофессиональных программах. На сольфеджио изучают музыкальную грамоту, помогают развить слуховые, интонационные, ритмические данные, что способствуют лучшему пониманию музыки и более грамотному подходу к исполнению произведений по специальности. Завершается предмет большим итоговым экзаменом, на котором ученики показывают все знания, приобретенные за годы обучения в школе.

2. слушание музыки – идет на всех музыкальных специальностях в первые три года обучения. В рамках этого предмета учащиеся впервые обзорно знакомятся с классической, народной и эстрадной (для эстрадных направлений) музыкой, узнают некоторые музыкальные термины, учатся слушать музыку и говорить о музыке.

3. музыкальная литература – предмет, который начинается после окончания курса слушания музыки также на всех музыкальных специальностях. У учащихся, занимающихся по общеразвивающей программе, он идет 4 года – с 4 по 7 класс; а у учащихся, занимающихся по предпрофессиональной программе, идет 5 лет – с 4 по 8 классы и заканчивается итоговым экзаменом. На музыкальной литературе дети более углубленно изучаются жанры и формы музыки, подробно знакомятся с творчеством выдающихся зарубежных и русских композиторов.

4. хор – предмет, обязательный для посещения обучающимися на специальностях «Фортепиано», «Народные инструменты», «Оркестровые инструменты», «Академический вокал», «Синтезатор» в 1-4 классах. В следующих классах ученики - инструменталисты также могут посещать хор, либо вместо него участвовать в ансамблях или оркестре. На хоровых занятиях ученики коллективно исполняют какое-либо произведение. Это помогает им улучшать певческие навыки, развивать восприятие музыки и музыкальность в целом, учиться работать в команде.

 

Преподаватели:

сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература:

Шеина Евгения Дмитриевна – преподаватель высшей категории, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе

Коркунова Наталия Анатольевна - преподаватель высшей категории

Сенцова Елена Николаевна – преподаватель первой категории, заведующая вокально-теоретическим и хоровым отделом школы

хоры:

Сенцова Елена Николаевна - (хор 1-х классов)

Рылеева Мария Сергеевна - (хор 2-4 классов) – преподаватель высшей категории, лауреат международных конкурсов                                                                                                                                      

Дутиков Михаил Владимирович – (хор старших классов) – директор МУДО «Нахабинская ШИ»

 

Специальные дисциплины

Все учащиеся, обучающиеся на специальностях вокально-теоретического отдела, учатся по общеразвивающей программе, т.е. срок обучения составляет 7 лет. Специальности отдела можно разделить на несколько направлений: вокал, музыкальный фольклор, инструменты эстрадного оркестра.

 

Вокал

 

Академический вокал

В классе академического вокала учащиеся  осваивают основные исполнительские навыки вокального искусства, позволяющие грамотно исполнять музыкальные произведения из образцов мировой классики.  На уроках по специальности у  детей развиваются  музыкальные способности: слух, ритм, память. Также развивается артикуляция и дикция, певческое дыхание. Благодаря занятиям расширяется диапазон голоса, а голосовой аппарат становится более выносливым. Большое внимание уделяется музыкальности и артистизму, развивается интерес к классической музыке и вокальному творчеству. Личностный подход к каждому ученику раскрывает индивидуальные   возможности голоса.

Помимо преподавателя, на занятиях по академическому вокалу присутствует  концертмейстер, который аккомпанирует учащимся на фортепиано. На протяжении всего периода обучения учащиеся регулярно приобретают опыт творческой деятельности и публичных выступлений, участвуют в концертах и конкурсах различного уровня. В более старших классах развиваются навыки работы в вокальном ансамбле. В конце обучения сдают итоговый экзамен по специальным предметам.

 

Предметы:

- специальные:

- общие групповые:

- общие индивидуальные:

 

Преподаватель:

Чернышова Наталия Владимировна – преподаватель первой категории, лауреат всероссийских и международных  конкурсов, солистка театра музыки Festa di Voce

 

   Эстрадный вокал

 

В классе эстрадного вокала учащиеся так же учатся исполнять вокальные произведения, но в отличие от академического вокала, их репертуар состоит из эстрадных песен.  В классе так же работают над дыханием и звукообразованием, яркостью и красотой голоса, артистичностью при исполнении произведения. Песни на занятиях исполняются  под фонограмму («минус»), большое внимание уделяется работе с микрофоном. Навыки и умения учащиеся показывают на концертах и конкурсах. В конце обучения проводится итоговый экзамен по эстрадному вокалу и эстрадному вокальному ансамблю.

 

Предметы:

- специальные:

- общие групповые:

-общие индивидуальные:

 

Преподаватели:

Рылеева Мария Сергеевна - преподаватель первой категории, лауреат всероссийских и международных  конкурсов

Сайпушева Татьяна Анатольевна – преподаватель эстрадного вокала, лауреат всероссийских конкурсов

 

Музыкальный фольклор

 

Специальность, которая отличается рядом особенностей от других музыкальных специальностей школы. Обучающиеся на музыкальном фольклоре специализируются на изучении традиционной русской народной культуры: они знакомятся теоретически и практически с песенными традициями, хореографией, народными инструментами различных регионов нашей страны. В связи с такой спецификой обучающиеся на «музыкальном фольклоре» имеют свой «набор» изучаемых дисциплин. Даже  главный специальный предмет – фольклорный ансамбль – это не индивидуальное занятие, а групповое. Занятие проводится с концертмейстером – баянистом. В конце курса обучения проводится итоговый экзамен.

 

Предметы:

- специальные:

- общие групповые:

-общие индивидуальные:

 

Преподаватель:

Орлов Александр Сергеевич – преподаватель первой категории

 

Инструменты эстрадного оркестра

 

Электрогитара

 

В классе электрогитары учащиеся осваивают приемы игры на инструменте, такие как: правильная постановка рук и звукоизвлечение. Работают над музыкальностью, ритмическими и техническими особенностями произведений. В репертуар учащихся входят как классические, так и современные произведения разного уровня сложности. Но особое внимание, в старших классах, уделяется джазовому репертуару, что формирует в ученике навыки необходимые для игры в джазовом ансамбле.

Электрогитара является электрическим музыкальным инструментом, который работает только с помощью усилителей (колонок), поэтому класс для электрогитары оснащен необходимым оборудованием.

 

Предметы:

- специальные:

 

- общие групповые:

 

Преподаватель:

Малышев Максим Александрович

 

Бас-гитара

 

Бас-гитара, как и электрогитара, является электрическим музыкальный инструментом, работающим только с помощью усилителей звука. В классе бас-гитары на специальности осваивают особенности постановки рук, звукоизвлечения и способов игры на инструменте. Особенность бас-гитары заключается в том, что инструмент по своей сути не является солирующим, а играет роль ритмического аккомпанемента в оркестре или ансамбле. В то же время, на уроке преподаватель уделяет внимание и развитию навыков учащегося как солиста. Ученик бас-гитарист на протяжении обучения играет пьесы разных уровней сложности, как классические, так и эстрадные и джазовые с элементами импровизации.

 

Предметы:

- специальные:

 

- общие групповые:

 

Преподаватель:

Жаворонок Артем Евгеньевич

 

 

Клавишный синтезатор

Клавишный синтезатор – это электронный цифровой музыкальный инструмент, внешне напоминающий фортепиано. Но в то же время он имеет ряд отличий. При нажатии на клавишу синтезатора воспроизводится определенный записанный раньше звук – семпл. Благодаря этому на синтезаторе можно воспроизводить тембры различных инструментов, а также записывать не только один звук, но и целый аккорд. Поэтому на уроках по специальности преподаватель учит не только техническим приемам игры на клавиатуре, но и грамотной работе с различными тембрами и фактурами.

 

Предметы:

- специальные:

 

- общие групповые:

 

Преподаватель:

Шевченко Леонид Васильевич

inst  vk  f