Художественное отделение

Художественное отделение Нахабинской школы искусств начало свою историю в 2002 году.

На данный момент художественное отделение школы осуществляет следующие основные виды образовательной деятельности:

- реализация предпрофессиональных программ в области изобразительных искусств, которая проходит по двум разным направлениям подготовки:

  1. «Живопись» (Срок обучения - 5 лет).
  2. «Декоративно-прикладное творчество» (ДПТ) (Срок обучения - 5 лет).

- реализация общеобразовательных программ дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности. (Срок обучения - 4 года)

На всех направлениях обучения изучаются следующие предметы:

Занятия художественного отделения основаны на определённой последовательности прохождения этапов изучения реалистического искусства. Академическая система обучения в художественном образовании сложилась несколько веков назад и зарекомендовала себя как лучшая и на сегодня является единственной реалистической школой, имеющей довольно строгие принципы воспитания художника. Дисциплины художественного отдела проявляют разные  виды деятельности учащихся, подчинённые одной цели. Один из главных принципов обучения изобразительному искусству, которого придерживается школа - «от общего к частному», «от простого к сложному».

Рисунок

Предмет, который является основой основ. Начиная изучать графическую грамоту (теорию и технику рисунка) учащиеся знакомятся с техникой штриховки, осваивают конструктивный и тональный рисунок, перспективу, законы построения объёма светотенью. На завершающем этапе обучения происходит ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями рисования головы человека. Значительно расширяются и усложняются  задачи в рисовании натюрмортов и интерьеров. На всём этапе обучения уделяется внимание наброску, использованию разных графических материалов и их свойств. Рисование на уроках ведётся с натурных постановок. В конце четвёртого года по программе пятилетнего обучения проводится экзамен по рисунку, оценка заносится в аттестат.

Живопись

Дисциплина, работа на которой ведётся красками. Живописная грамота включает в себя теорию цветоведения и технику живописи. Вначале учащиеся осваивают приёмы многослойного письма с помощью акварели и технику аля-прима. На уроках живописи дети получают знания о цвете, его свойствах, приёмах его грамотного использования. Применяют так же и технику гуаши, которая имеет свои особенности. От простых этюдов овощей и фруктов учащиеся приходят к передаче красками сложных постановок, интерьеров, разности текстур и форм. На уроках живописи учащиеся пишут с натурных постановок, значительная часть заданий отрабатывается в жанре натюрморта. В конце четвёртого года по программе пятилетнего обучения проводится экзамен по живописи, оценка заносится в аттестат.

Станковая композиция

Пожалуй, самый важный предмет для будущего художника. Здесь особенно активизируется фантазия, воображение, память, мышление в процессе создания «с нуля» работы на заданную тему. Дети учатся воплощать свои идеи на языке изображения и делать это грамотно и выразительно. Учащиеся осваивают такие понятия как статика, динамика, контраст, ритм, центр композиции. Учатся организовывать картинную плоскость и превращать её в пространство, создавать свой мир. Создание сюжетной композиции включает несколько этапов работы: эскиз, поиск изобразительного материала (референсов), перевод эскиза на формат, ведение работы на формате. Каждый из этапов имеет свои задачи и сложности. Эта дисциплина подразумевает использование разных техник, в том числе смешанных. Занятия по станковой композиции на последнем году обучения представляют собой работу над дипломом, тему которого учащийся определяет самостоятельно, консультируясь с преподавателем.

Композиция прикладного искусства (КПИ)

Предмет направлен на развитие у учащихся самостоятельных художественных замыслов, которые появляются в процессе работы с различными материалами, материал с его свойствами является отправной точкой для развития художественной идеи. Дети учатся применять принципы изображения объектов в реалистическом искусстве, усвоенные на занятиях рисунком, живописью, композицией в декоративном искусстве, развивают принципы создания предметов декоративно-прикладного искусства. В данной дисциплине осваиваются такие темы как, например: орнамент, силуэт, цветовые гармонии, стилизация.

 

Скульптура

 

 На этом предмете дети знакомятся с выразительными средствами и образным языком скульптуры. На практике постигают принципы работы с объёмной и плоской (рельеф) скульптурой. У учащихся совершенствуется репродуктивное (воспроизводящее) мышление, образное видение, развитое чувство пластики и ритма. Данный предмет включает в себя работу в нескольких жанрах, это и натюрморт, и портрет, и анималистика, и многофигурные сюжетные жанровые композиции. Большое внимание уделяется работе с натуры.

 

Работа в материале

Предмет реализуется только в программе «ДПТ» (5 лет обучения) и предполагает знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, технологическими приёмами. Работа в материале позволяет познакомиться с различными возможностями выполнения заданий в различных техниках, включая в себя задания по графике, витражу, мозаике, росписи ткани, бумагопластике и т.д. В наши дни работа в материале – это искусство, работа над изделием – это не механический процесс. На занятиях учащиеся теснейшим образом соприкасаются с разными видами народных ремёсел. Занятия по работе в материале на последнем году обучения представляют собой работу над дипломом, тему и технику которого учащийся определяет самостоятельно, консультируясь с преподавателем.

История изобразительного искусства

Единственный теоретический предмет на художественном отделении. Искусство - это отображение времени, истории, традиций, национально- культурные особенности стран, вклад конкретных личностей. Изучать и осваивать изобразительную грамоту без этих компонентов, было бы ошибочно. Знакомясь с мировым и отечественным искусством, ходом его  развития, историей стилей и направлений, художественными произведениями, учащиеся усваивают опыт художников, видят на примерах, как они отображали действительность, учатся у великих мастеров. В процессе анализа произведений искусства, обсуждения учащиеся складывается свой взгляд на некоторые явления в искусстве, и жизни в целом, обогащается  кругозор, формируется художественный вкус. В конце пятого года по программе пятилетнего обучения проводится экзамен по истории искусств, оценка заносится в аттестат.

 

Пленэр

Особое место в процессе обучения имеет ежегодная пленэрная практика, которая проводится, в том числе, в культурно значимых местах района, области, Москвы. Учащиеся под руководством преподавателей на практике постигают один из главных принципов изобразительного искусства и рисования на пленэре - «натура - лучший учитель». Дети работают в разных графических и живописных техниках, изучая наглядно законы линейной и воздушной перспективы, отображая природные и архитектурные формы в набросках, этюдах, зарисовках. Знакомятся с памятниками архитектуры,  передавая на бумаге свои впечатления с помощью линии, штриха, цвета, подмечая различные состояния природы.

Художественное отделение Нахабинской школы искусств имеет несколько классов, оснащённых необходимым оборудованием, мультимедийными средствами обучения, методическим фондом. В выставочном зале школы проводятся регулярные выставки и выставки - конкурсы зонального уровня. Такие как: совместные выставки преподавателей и учащихся, выставки выпускников школы, выставки дипломных работ, выставки пленэра, выставки работ победителей конкурсов.

 

В мероприятиях художественного отделения принимает участие так же и музыкальное отделение школы искусств, обеспечивая комплексный подход в эстетическом развитии учащихся и укрепляя междисциплинарные связи.

Учащиеся художественного отделения Нахабинской школы искусств успешно участвуют в зональных, областных, международных выставках и конкурсах, имеют грамоты, дипломы участников, призёров и  победителей. Многие выпускники продолжают свой творческий путь по специальностям в области художественного образования, поступая в ССУЗы и ВУЗы. Учащиеся, показавшие наилучшие результаты, являются стипендиатами Губернатора Московской области, муниципальными стипендиатами г.о. Красногорск.

Преподаватели художественного отделения организуют  поездки в музеи и посещение художественных выставок, так как это неотъемлемый компонент эстетического развития, формирования художественного вкуса, расширения кругозора. Регулярно группы учеников посещают главные музеи и выставки Москвы. В октябре 2018 г. состоялась поездка в город Псков, где учащиеся  провели несколько дней, знакомясь с местными достопримечательностями.

Педагогический состав отдела состоит из преподавателей первой и высшей категорий и реализует учебные программы с применением современных технологий обучения. В художественном отделе ведут педагогическую деятельность:

Калмыкова Нина Петровна (заведующая отделом), Караваева Наталья Викторовна, Нагорнов Василий Андреевич, Назарова Юлия Валентиновна, Недбайло Ирина Владимировна, Обухова Елена Вячеславовна, Семикова Светлана Александровна, Тихоновская Полина Дмитриевна.

Несмотря на сравнительно небольшую историю художественного отделения, преподаватели стремятся развивать лучшие художественные традиции русской реалистической школы, опираясь на её основы и сохраняя творческую атмосферу. Именно классическая школа изобразительного искусства создаёт тот фундамент, который позволяет юным творцам совершенствовать себя в дальнейшем в различных направлениях искусства, как современных, так и традиционных. Одна из главных задач для преподавателей отдела - раскрывать творческие грани учащихся, которые в будущем станут неотъемлемой частью Личности.

Как важно не просто запечатлеть действительность, но и уметь выразить своё отношение, чувство! А ещё важнее суметь сделать это грамотно! Такое возможно, если раскрыть творческую индивидуальность каждого, научить достигать наибольшей выразительности в своих работах, понимать язык искусства в разнообразных его проявлениях и говорить на нём правильно.

inst  vk  f